Создание и раскрутка сайтаКомпании по-разному строят свою коммуникационную политику и используют при этом самые различные инструменты. Одним из самых эффективных способов установления и поддержки контакта с потенциальными или уже состоявшимися клиентами и партнерами - являются online-коммуникации. Станет ли корпоративный сайт для компании эффективным бизнес-инструментом - во многом зависит от того, насколько удобно, логично и качественно этот ресурс сделан. И здесь очень многое зависит от самого заказчика.
Корпоративный сайт направлен на решение довольно широкого спектра задач, он так или иначе отражает все сферы деятельности компании. Процесс создания web-ресурса должен рассматриваться как некая система мероприятий, нацеленных на достижение желаемого результата. Как и любой процесс, создание корпоративного сайта требует четкого планирования и определения ресурсов. Работа над ним укладывается в нижеследующую схему.
В работе над созданием корпоративного сайта часто принимают участие три заинтересованные стороны: клиент, дизайнер (рекламное агентство, дизайн-студия, freelance-дизайнер) и компания-разработчик. На рынке web-решений присутствуют компании, которые грамотно и профессионально предоставляют услуги и по технической разработке, и по созданию дизайна. Но их относительно немного и, безусловно, удовлетворить весь спрос на создание web-проектов они не в состоянии. К тому же, есть более веская причина разделения функций дизайнера и разработчика: большинство рекламных агентств не специализируется на интернет-проектах, а предоставляют комплексные услуги в области полиграфии, наружной рекламы или корпоративного обслуживания. Соответственно, держать в штате технического web-специалиста "на всякий случай" - непозволительная роскошь. Гораздо выгоднее и целесообразнее - иметь надежного, профессионального партнера. Именно поэтому тандем "рекламное агентство - компания-разработчик" - эффективен и приемлем для большинства участников рынка. К тому же это экономически более выгодный вариант сотрудничества. Вторая причина, по которой такое партнерство становится реальностью - сложившиеся отношения компании-заказчика с определенным рекламным агентством. Уже реализованные совместные работы позволяют компании оценить качество исполнения и профессионализм сотрудников агентства. Если все складывается благополучно, то с любой новой задачей компания, конечно же, придет к уже проверенным партнерам. Подобное распределение сфер ответственности встречается не только в Интернет-бизнесе. Партнерское сотрудничество и аутсорсинг используются все шире, потому что позволяют объединять уникальные компетентности каждой компании для создания совершенного нового продукта. Начнем с начала Любая работа начинается с постановки задачи. Стоит ли кого-то убеждать, что ответ на вопрос "зачем это нужно делать" - большая часть сделанной работы? И на этом этапе ключевой фигурой является заказчик. Только он может четко и грамотно сформулировать "зачем компании корпоративный сайт". Как показывает опыт - правильная постановка задачи заказчиком на 70% гарантирует успех при дальнейшей работе. Грамотно сформулировать задачу - самое важное, что компания-заказчик может сделать для своих партнеров, а в итоге и для себя. Это - первый подарок клиента. Однако чаще всего заказчик пребывает в некоторой растерянности. Он искренне заинтересован в наличие корпоративного сайта, он хочет, чтобы его компания была достойно представлена в Интернете, но не всегда понимает возможности, которые предоставляет web как оперативная бизнес-среда. В такой ситуации инициатива должна переходить к исполнителям, и их основная задача - получить как можно больше информации о бизнесе, маркетинговой стратегии (миссии, задачах, целевых аудиториях, конкурентных преимуществах продуктов, рекламных кампаниях, планах развития и т.п.). Информации должно быть достаточно для того, чтобы специалисты компании-разработчика смогли сами сформулировать цели и задачи сайта, учитывая возможности интернет-среды. Например, именно по такой схеме реализовывался проект компании "Группа Махаон" для заказчика - компании "Пилот". Для получения информации проводились встречи с руководителями компании, ключевыми менеджерами, руководителями отделов и направлений. Был тщательно проанализирован уже существовавший сайт, изучены все имеющиеся рекламные и информационные материалы. В результате была подготовлена концепция проекта, согласно которой основные цели корпоративного сайта были следующие:
Концепция была утверждена, и на ее основе создано техническое задание. Со стороны компании был назначен ответственный компетентный специалист. В этом проекте им стал директор по маркетингу компании заказчика. Вариант, когда согласования и решения оперативных вопросов замыкаются исключительно на первом лице компании, очень сложен для реализации. Это объясняется тем, что вопросы технического характера не входят в компетенцию руководителя фирмы. Для этого работают специалисты отделов маркетинга и IT. "Ответственный за проект" со стороны клиента - крайне необходим для координации работы. В обязанности "ответственного за проект" входит координация проекта, осуществление руководства, предоставление необходимой информации, корреляция сроков, определение приоритетов и многое другое. Концептуальные положения по-прежнему могут согласовываться с высшим руководством. Итак, второй подарок клиента - его включенность в процесс работы над корпоративным сайтом. Заинтересованный, профессиональный и понимающий специалист фирмы-заказчика во многом помогает и дизайнерам, и разработчикам при создании структуры сайта, информационного наполнения, потому что он лучше всего разбирается в предметной области, каким бы глубоким не было "погружение" партнеров в специфику бизнеса. Не продукт, а процесс Группы целевых аудиторий компании могут иметь самые различные ожидания от ее корпоративного сайта. Это подразумевает и различную форму подачи информации, и различное ее содержание. Например, сведения о продукте важны для клиентов. Для давних партнеров, в первую очередь, необходима информация об обновлении ассортимента, о новых версиях. Для потенциальных клиентов подходит принцип "чем больше, тем лучше". Здесь нужно представить продукт с разных сторон. Для партнеров и дилеров важна экономическая сторона сотрудничества, ее условия и перспективы, а также имидж компании, ее рейтинг и репутация. Для прессы - динамика событий, оперативность, актуальность и открытость компании. Немаловажная деталь - участие компании в государственных программах, в спонсорских проектах. Соответственно, все материалы, их построение, расположение должно проектироваться таким образом, чтобы для каждой целевой аудитории имелось бы достаточно информации, и ее можно было быстро и безошибочно найти. Третий подарок клиента - это осознание необходимости обновления информации и подготовки именно того текста, который ожидает аудитория. В этой ситуации все остальные участники проекта практически бессильны что-либо сделать. Они не могут за клиента готовить и проводить мероприятия и информировать об этом аудиторию. В первую очередь сам клиент должен быть заинтересован в актуализации своего интернет-ресурса. Иначе сайт не оправдает возложенных на него задач, и вложенные в него средства окажутся просто зря потраченными деньгами. Корпоративный сайт - это живой организм, точно также как и сама компания. Невозможно единожды построить бизнес и больше никогда ничего не менять. Внешние и внутренние условия определяют необходимость постоянного развития. Сайт компании - это не продукт, это процесс. С самого начала клиент должен быть готов работать над ним каждый день: составлять пресс-релизы, аналитические материалы, обзоры рынка, представлять новинки оборудования, рассказывать о кадровых перестановках и так далее… Если ситуация складывается таким образом, что компания не состоянии уделять достаточное внимание работе над своим корпоративным сайтом - эти функции могут взять на себя партнеры. Разработчики, в свою очередь, могут во много раз облегчить, упростить и автоматизировать работу над сайтом. Таким образом, ключевой фигурой в жизни корпоративного сайта является сам клиент. От его заинтересованности, компетентности и желания зависит очень многое. Дизайнеры и разработчики предоставляют только профессиональные инструменты, которые облегчают работу, делают ее визуально изящной и неповторимой. Но основа основ, фундамент того основательного здания, что называется "корпоративным сайтом", закладывается хозяином дома.
Алексей Сидоренко
|
|
|||||||||||||
Контакты |
|