Опыт специальной выкладки товара как стимула для импульсных покупокЭффективное визуальное представление товаров в торговом зале предполагает помещение (выкладку) их в надлежащем месте и в нужной позиции на демонстрационной поверхности торгового оборудования и без него для показа и фокусирования внимания покупателей с целью отбора в покупательскую корзину. Специальная выкладка товара стимулирует импульсные покупки, которые нередко являются залогом успеха работы торговой точки.
Целевой товар, покупка которого планируется заранее, располагается преимущественно в специализированных секциях и дополнительных местах продаж. Импульсный товар выкладывается на специализированных мобильных стеллажах вблизи от кассового пространства в горизонтальных и вертикальных блоках. Специалисты выделяют несколько секторов продаж, которые в свою очередь должны коррелировать с этапами покупки:
К месту размещения товара покупателя направляют как стикеры на полу магазина, так и световые короба, подвесные гирлянды, вымпелы товаропроизводителей. Увеличенные муляжи товара помещаются на полках; для этой же цели используются вращающиеся выставочные подиумы, демонстрирующие разнообразие ассортимента. Прежде чем обратить внимание на ценник, покупатель рассматривает воблеры (рекламные изображения, закрепленные на гибком пластиковом держателе рядом с товаром), шелфтокеры ( shelf talkers, англ. — говорящая полка: полноцветные фигурные рекламные элементы из картона, предназначенные для визуального объединения и выделения на общей полке продукции одной торговой марки), айстопперы или нестандартные внутримагазинные рекламные установки. Эффективное визуальное представление товаров в торговом зале предполагает помещение ( выкладку) их в надлежащем месте и в нужной позиции на демонстрационной поверхности торгового оборудования и без него для показа и фокусирования внимания покупателей с целью отбора в покупательскую корзину. Специальная выкладка товара стимулирует импульсные покупки, которые нередко являются залогом успеха работы торговой точки. Некоторые исследования показывают, что до 80% покупателей приходят в магазин, ориентируясь не на брэнд, а просто на хороший продукт. В торговом зале магазина по ходу движения покупателя существуют так называемые приоритетные места — в зависимости от расположения входа, касс, торгового оборудования. Мерчендайзинг является путеводителем покупателя по торговому залу и учитывает «холодные» и «горячие» точки. Считается, что зона касс, где люди вынуждены проводить время в ожидании обслуживания, — максимально благоприятное место для импульсных покупок. В зоне «золотого треугольника» — на площади между входом в магазин, кассой и стеллажами с самым ходовым товаром — должно находиться то, чем пытаются заинтересовать покупателя. Для небольших по площади магазинов важно, в какую сторону открывается дверь: если направо, то люди пойдут налево, если дверь открывается налево, то наоборот. В обоих случаях большая площадь зала может оказаться неохваченной. Особое значение имеет расположение кассы: к ней покупатели идут лишь после того, как сделаны покупки (это «холодная» зона), и сюда надо помещать самые привлекательные товары. Практики мерчендайзинга обращают внимание на ряд закономерностей в поведении покупателя в магазине: до 90% обходят все точки продаж, расположенные по периметру торгового зала, двигаясь против часовой стрелки, и только половина обходит внутренние ряды. Покупатели любят срезать углы и предпочитают не возвращаться. Обычно они начинают покупки с внутренних (средних) рядов. Наибольшее внимание среди зон, в которых размещены инструменты продвижения, розничные торговцы и товаропроизводители выделяют местам выкладки товаров (58,6% от всей численности обследованных предприятий). Далее по степени внимания следуют прикассовые зоны — 42,8%; входные — 29,9%; наружные — 28,1%; распродажи — 22%; другие — 7,9%. Среди типов инструментов продвижения, используемых предприятиями, наибольшее распространение получили лотки для мелочи. Наименее популярными типами оказались напольная и тротуарная графика, диспенсеры, подиумы, штендеры. Исследования, проведенные по заказу компании Unilever добавили новых знаний в теорию и практику мерчендайзинга. Просмотрев 140-часовую видеозапись, на которой был зафиксирован процесс выбора таких продуктов, как мороженое и шампунь, маркетологи установили, что покупатели игнорируют 85% рекламных материалов внутри магазина и лишь 2% из них обходят больше половины зала. Устройство «EyeContact» — очки с небольшой встроенной камерой — показало, что лучшим местом для фирменной стойки с товаром является вовсе не конец прохода между полками. При другом исследовании оказалось, что в ночных клубах молодежь совсем не обращает внимания на рекламу производителя. При помощи устройства «ЕуеМаrk» было выявлено, что реклама на фирменных дисплеях, где были выложены скретч-карты, только мешала покупателям сосредоточиться на товаре. После внесения соответствующих корректив в виде цифрового обозначения игр продажи билетов выросли на 4%. Рассмотрев свыше 900 характеристик, влияющих на поведение потребителей, американский исследователь Пако Андерхилл установил:
Зеркальная поверхность в магазинах, как оказалось, замедляет скорость покупки, в то время как банковские и другие финансовые учреждения, особенно их витрины, заставляют проходящих мимо людей ускорять шаг. 86% женщин обращают внимание на ценник при покупке. Среди мужчин таких оказалось 72%. Еще более поразительные выводы связаны со временем, которое тратится на покупку:
Российские специалисты в области мерчендайзинга выделяют несколько типов выкладок.
Знание классификации средств рекламы на месте продажи по технологическим параметрам и особенности поведения потребителей дают маркетологу и бренд-менеджеру незаменимую информацию. Приведем основные маркетинговые правила к организации мерчендайзинга для розничного торгового предприятия.
Автор: Валерий Леонидович Myзыкaнт, доктор социологических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций Российского университета дружбы народов.
|
|
|||||||||||||
Контакты |
|