MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
MD-Промоушен
MD-Промоушен
>
Вирусный маркетинг Брендинг Public Relations Реклама Директ-маркетинг BTL-акции Интернет-маркетинг Мультимедиа-презентации Услуги по продвижению О проекте
 
Public Relations :: Общие рекомендации :: PR-менеджер - человек, призванный приносить успех

PR-менеджер - человек, призванный приносить успех


Специалисты подсчитали, что репутация фирмы в мире бизнеса ценится настолько высоко, что, ослабив деятельность в сфере public relation, то есть в сфере связей с общественностью, можно потерять до 70 процентов клиентов. Тем не менее на российском рынке часто можно встретить преуспевающие компании, в которых никогда не было PR-отделов.


А действительно, нужны ли специалисты по PR-технологиям или все-таки можно обойтись без них?

Несколько слов в пользу PR

Специальность PR-менеджера (менеджера по связям с общественностью), несмотря на свою "молодость", успела зарекомендовать себя как одна из наиболее востребованных. PR-менеджер все чаще становится одной из ключевых фигур в бизнесе, его основная функция - управление имиджем компании.

Если ваша компания находится на пике развития и нуждается в создании и поддержке определенного общественного мнения, вам нужен PR-менеджер. Если компания часто фигурирует в СМИ, ее имя известно на рынке - очень нужен. И наконец, если сфера деятельности вашей организации - промышленность, IT-технологии, консалтинг, благотворительность и прямая реклама вам не подходит, тогда PR-менеджер вам просто необходим.

Требования к квалификации PR-менеджеров

Известно, что в отношениях с общественностью важна любая мелочь, а результаты ошибок необратимы, поэтому руководители предъявляют достаточно высокие требования к претендентам на должность PR-менеджера. В свою очередь, сами требования зависят от уровня полномочий и ответственности этого специалиста. Не менее важным фактором является специализация кандидата: это может быть управление имиджем и репутацией, международные связи, связи с государственными органами и др. Но есть некоторые общие требования, которые обязательны для всех вне зависимости от профиля должности.

Образование. Квалифицированный PR-менеджер должен обладать знаниями в области журналистики, маркетинга и рекламы, психологии, филологии, подчас даже экономики и юриспруденции. На сегодняшний день спрос на специалистов по связям с общественностью в несколько раз превышает предложение, соответственно растет потребность в образовательных услугах.

Работодатели ищут и охотно принимают на стажировку студентов элитных высших учебных заведений, таких как Московский государственный институт международных отношений и Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Кроме названных вузов менеджеров по связям с общественностью готовят в Государственном университете - Высшей школе экономики (на факультете прикладной политологии), в Государственном университете управления (в Институте социологии и управления персоналом), в Московском государственном лингвистическом университете (на переводческом факультете), в Российском университете дружбы народов (на филологическом факультете).

Преимущество профильного образования в том, что студенты уже во время учебы получают возможность стажироваться в компаниях и к окончанию вуза выходят уже вполне подготовленными к самостоятельной работе.

Личные качества. Несмотря на то что на рынке труда появляется все больше дипломированных специалистов, работодатели часто отдают предпочтение обаятельным и энергичным людям без профильного образования. Но с другой стороны, это и объяснимо, ведь PR-менеджер - прежде всего коммуникатор, поэтому такие качества, как внешние данные, приятный голос, грамотная речь и хорошая дикция, играют важную роль при отборе кандидатов.

Профессионал в сфере public relation должен любить общаться с людьми, знать, как расположить к себе человека, даже если тот не вызывает особых симпатий. Должен уметь налаживать связи с журналистами и чиновниками. Без этого никакие другие, бесспорно положительные, качества не помогут преподнести информацию, которая выгодна компании, в наилучшем виде.

Менеджер по связям с общественностью должен обладать способностью творчески мыслить, быть внимательным, инициативным, уверенным в себе. Он должен быть активным и работоспособным, иначе он просто не будет справляться с тем огромным потоком информации, который ему необходимо ежедневно пропускать через себя.

Опыт работы. В отношении профессионального опыта первое требование к специалисту в сфере public relation - практика аналитической работы. Фундамент PR-технологий - анализ информации. Настоящий специалист должен досконально знать свой и смежные рынки, ориентироваться в них, понимать основные тенденции, а потом на этом основании строить свои комментарии при общении с внешним миром. Кроме того, он должен уметь налаживать личные взаимоотношения с партнерами, с другими игроками на рынке, с инвесторами и спонсорами, с властью. Только владея информацией, профессиональный PR-менеджер сможет сегодня добиться значительных успехов, выделить те преимущества, по которым клиенты безошибочно узнают компанию и рано или поздно задумаются о выборе в ее пользу.

Второе, не менее важное требование - успешный опыт взаимодействия с СМИ, а точнее, опыт освещения в СМИ деятельности своей организации. PR-менеджер должен оперативно сообщать журналистам о значимых событиях, а при отсутствии таковых - создавать интересные информационные поводы, чтобы компания обрела определенный уровень известности. Еще один из необходимых навыков - умение составлять пресс-релизы и при этом обеспечивать оперативность и достоверность фактов, информативность, остроту проблемы, ясность изложения и, наконец, сенсационность материала.

Кроме того, PR-специалисты должны постоянно контролировать сведения о компании, которые появляются в средствах массовой информации, то есть вести мониторинг СМИ. Мониторинг СМИ нужен не только для контроля над поступающей информацией, но и для грамотного проведения PR-кампаний, своевременной корректировки собственных действий.

И наконец, менеджеру по связям с общественностью необходим опыт организации пресс-конференций, презентаций, выставок, "круглых столов", брифингов.

Тенденции рынка и особенности рекрутинга

Если вам нужен PR-менеджер, первым делом определитесь с обязанностями, которые вы собираетесь на него возложить, а потом перечислите основные требования к кандидатам. Имейте в виду, что высококлассных корпоративных PR-специалистов на рынке труда немного и стоят они достаточно дорого. Спрос постоянно растет. Поэтому сейчас востребованы консультанты, имеющие опыт работы в PR-агентствах. С одной стороны, они готовы идти на меньшие деньги, а с другой - у них есть опыт ведения множества проектов с различными компаниями, налаженные связи в прессе, знание технологии PR-работы.

Что касается регионального рынка труда, то вакансий и соискателей в сфере public relation там немного.

Спросом пользуются "универсальные" менеджеры, способные совмещать несколько функций, например функции PR-менеджера и менеджера по рекламе. Крупные региональные компании, у которых есть возможность содержать собственную PR-службу, как правило, приглашают столичных специалистов.

В заключение можно сказать, что руководители многих компаний все чаще приходят к выводу, что если они хотят добиться успеха и занять прочное положение на рынке, то без специалистов по public relation им не обойтись.

Требования, обязанности и уровень оплаты труда PR-специалистов

Должность Требования Обязанности Зарплата
PR-директор Высшее профильное образование, дополнительная подготовка в области менеджмента, опыт руководства в сфере PR не менее пяти лет, опыт организации PR-мероприятий. Знание английского языка Руководство отделом PR-специалистов; разработка мероприятий по формированию корпоративного имиджа организации; разработка стратегии работы с представителями общественности и СМИ; планирование бюджета PR-мероприятий 3000-7000 у.е.
Ведущий PR-менеджер Высшее профильное образование, дополнительное образование в сфере PR; опыт организации PR-мероприятий от двух лет. Знание английского языка Разработка планов проведения PR-мероприятий; анализ внешней среды и изучение общественного мнения, выявление отношения общественности к имиджу и политике организации; подтовка пресс-релизов, подготовка публичной отчетности 1500-4000 у.е.
PR-менеджер Высшее профильное образование, опыт проведения PR-мероприятий от двух лет; желательно знание иностранного языка Организация пресс-конференций, брифингов, интервью руководителей компании в СМИ; разработка и анализ эффективности проведенных PR-мероприятий 1000-1800 у.е.
Ассистент PR-менеджера Студенты старших курсов - специализированных факультетов, желательно знание иностранного языка Проведение маркетинговых и социологических исследований; участие в подготовке и проведении PR-мероприятий 400-600 у.е.


Роман Проколов, советник генерального директора компании "Соник Дуо":

Казалось бы, все "секреты успеха" менеджеров по связям с общественностью давным-давно раскрыты в многочисленных учебниках по маркетингу и PR. Однако по-настоящему успешных специалистов в этой области по-прежнему один на тысячу. Рискну предположить, что работа PR-менеджера в чем-то сродни профессии музыканта. Можно выучить произведение по нотам и довести его исполнение до автоматизма, но, чтобы манера игры нашла отклик у слушателей, надо уловить настроения и ожидания аудитории. Вот почему для должности специалиста по связям с общественностью особенно важны не книжные знания, а практика, интуиция и личность. По существу PR-менеджер постоянно находится в поиске единомышленников, даже среди тех, кто еще вчера был твоим оппонентом. Поэтому, чтобы новый сотрудник почувствовал себя комфортно и был максимально эффективен, постарайтесь создать ему рабочую обстановку, подходящую для творчества и самовыражения.

И. Смирнова,

"Кадровое дело", N 7, июль 2005 г.



Версия для печати
Вернуться к разделу "PR и связи с общественностью"
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Подготовка PR-компании
Позитивная репутация — один из основных факторов инвестиционной привлекательности. Если акции компании обращаются на рынке акций, то использование PR-инструментов будет способствовать росту ее...
подробнее..
PR-процесс
Пиару или общественным связям приписывают поистине чудотворные свойства. Кто-то относится к PR как к черной магии и пугает всяческими темными технологиями. Кто-то превозносит PR и с таинственным...
подробнее..
Работа с прессой
Public Relations, в просторечии именумые пиаром, — вполне цивилизованный способ продвижения фирмы. Он давно известен и широко используется на Западе, но российские предприниматели только начинают его...
подробнее..
Факторы успеха в PR
Опросы руководителей, занимающихся паблик рилейшенз, показывают, что, по их мнению, для достижения успеха в этой сфере необходимы такие качества, как мастерство общения, знание средств массовой...
подробнее..
Шестиэтапная модель PR-планирования
Если PR-практик не планирует программу действий, то он действует в пределах одного дня. В этом случае он будет постоянно начинать новые дела и не заканчивать прежние. Такую ситуацию можно сравнить с...
подробнее..
Методы оценки PR-деятельности
Существуют два вида результатов, позволяющих оценить PR-деятельность: качественные и количественные. К первой группе можно отнести большинство результатов PR-деятельности, так как оценить их...
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: